суббота, мая 22, 2010

И снова здравствуйте!


Ура, наконец-то я могу вернуться к людям :). Дело в том, что нездолго до Пасхи на меня в буквальном смысле упала работа. Сидела я себе дома, детьми занималась, никого не трогала, а тут ррраз - на тебе, Марина Игоревна, переводи! Работа заключалась в том, чтобы за 1,5 месяца перевести с русского языка на ангдийский 250 страниц литературного текста - мемуары бывших узников Карлага. Кто в курсе наших финансовых проблем поймет, что отказаться я не могла. Да и переводческая среда - дело такое: сегодня откажешься - завтра и не предложат... В общем было понятно, что "надо брать".
Сказать, что это была тяжелая работа - это не сказать ничего. Дело даже не в том, что для такого срока это очень большой объем. Или срок для такого объема очень маленький. Просто приходилось вчитываться в текст и "пропускать через себя". Были дни, когда я переводила и плакала, настолько ужасно было то, что пришлось людям пережить.
"Утром - поллитра баланды, в обед уже литр этой же баланды, какая-то каша из непонятной крупы (черная, как земля), и вечером опять- поллитра этой же баланды. Голод хватал за горло. "
"В безлесных краях Казахстана саман - основной материал для строительства. Саманы - это кирпичи из глины и мелко нарубленной соломы. В котлованах в 7-8 метров диаметром женщины босыми ногами делают замес из глины, соломы и воды. Это тяжелая работа, требующая большой физической силы. Другое звено подвозит замес в тачках к формовщикам. И это адский труд, полная тачка мокрой глины очень тяжела."
"Тяжелым испытанием для нас были внезапные ночные обыски. Тишину ночи разрывает команда: «Обыск! Одеться! Встать! Открыть чемоданы, ящи­ки, узлы!» Запирается дверь и два конвоира принимаются за дело. Из чемоданов летят на пол платья, белье, разные мелочи. Выворачивается и про­щупывается каждая вещь вплоть до матрацев и подушек. Ищут ножи, ножницы, лезвия от бритв, но забирают и то, в чем сами нуждаются - бумагу, карандаши, резинки. Если у работников зернохранилищ и складов находят хотя бы горсть пшеницы или подсолнуха, их отдают под суд и прибавляют срок заключения. Обыск продолжается 3-4 часа. Пропала ночь! А завтра - 12-часовой рабочий день! "
"Вдвоем мы понесли легкое тельце в морг. Открыв дверь морга, общего для женского и мужского лагерей, мы отшатнулись... Мужские тела, едва прикрытые лохмотьями, лежат беспорядочной кучей, один поперек другого, точно рухлядь, брошенная как попало... Кто они, эти несчастные? Несо­мненно, достойные люди. Мужчин умирало ежедневно 15-20 человек. Я это знала, так как несколько месяцев работала в конторе и вела журнал личного состава лагерей - женского и мужского."
"Весной 43-го года на Родники
[отделение Карлага] попал этот новый контингент «преступников» - мальчишки до 16 лет; от них мы больше всего узнали новостей с воли, узнали о разгаре войны и тех страшных лишениях и трудностях, которые пришлось перенести русским людям на воле, в тылу, по ту сторону колючей проволоки. Людям на воле приходилось туго, все мужчины, способные держать в руке оружие, были призваны на фронт, в тылу остались старики, женщины и дети; дети-то, подростки эти работали на заводах и шахтах, заменяя отцов. Суровость законов была порождена войной. Вот такой четырнадцатилетний мальчишка, работавший на шахте, сбежал к матери повидаться - приговаривался к пяти годам лагерей и отправлялся к нам под Караганду; опоздал на работу, заболел от слабости, от недоедания, вдруг проспал - тоже получал пять лет и тоже отправлялся в лагеря. Попадались среди таких мальчиков и укравшие кило морковки или буханку хлеба - тоже пять лет и тоже в лагеря. "
"Строили фабрику одни женщины, из самана. Саман изготавливали «вручную и в ножную», т.е. месили глину с нарезанной соломой ногами, клали в формы руками для просушки, в общем, методом - как до рождества Христова. Вес одного сухого самана - более 20 кг, поэтому у многих женщин произошло выпадение маток. Но все же фабрику пустили в эксплуатацию."

А уж там, где пишут о том, как детей забирали у матерей и отдавали в детдома, где эти дети потом терялись, погибыли, покупались как рабы для сельхозработ - это вообще невозможно даже читать. Как люди пережили это всё? Да что там, я сама внучка двух бывших заключенных ГУЛАГА. Правда, сидели бабушка с дедушкой не в Карлаге, а где-то в КомиАССР. Папа родился в лагере. От детдомовской судьбы его спасло то, что за ним, годовалым, приехал бабушкин двоюродный брат и отвез папу на Украину, к родственникам.
Вся  остальная бабушкина семья была раскулачена и сослана сюда, в Караганду. Сюда после лагеря и приехали бабушка с дедушкой, потом папу перевезли. Бабушка никогда мне не рассказывала подробностей про лагерь. Теперь я понимаю почему.
После этой работы я многое увидела в новом свете. А уж заговаривать про какие-то там кризысы-шмизисы вообще теперь неудобно.
Естественно, ни о каком рукоделии в течение этих полутора месяцев и речи быть не могло - каждая свободная минутка была занята работой. Но до начала работы я кое-что сделала, только показать не успела. Покажу в следующих постах обязательно, т.к. ну очень хочется похвастаться.

5 комментариев:

  1. Даже комментировать это тяжело. Не могу даже сказать ничего,у самой слезы на глаза навернулись.
    Это был ад,самое страшное испытание для человечества,а ради чего,не понятно до сих пор, политика или какие то свои амбиции пытались доказать эти люди или кто они,их даже людьми называть не хочется,это скорее всего существа-мутанты похожие обликом на людей.
    Сейчас тоже тяжело жить,часть людей зажралась и бесится от этого,а часть людей не знает,что есть и тоже бесится.
    Спасибо,что поделилась,мы должны это знать.

    ОтветитьУдалить
  2. УЖАС! ЧИТАЛА И ПЛАКАЛА, КАК ТАКОЕ МОЖНО ВЫНЕСТИ И ОСТАТЬСЯ ЛЮДЬМИ!ДО ЧЕГО ВЕЛИК НАШ НАРОД, АМЫ НЕ ЖАЛЕЕМ ДРУГ ДРУГА, НЕ ЦЕНИМ!
    Я читала книгу про святого Севастиана Карагандитского, он помогал выжить в таких же нечеловеческих условиях верующим людям, сосланным туда после революции в Советское время .Люди так же выживали, как ты описываешь и весной после таяния снега по обе стороны дороги лежали трупы людей, их даже не хоронили.Об этом забывать нельзя!
    Спасибо большое, что рассказала обо всем этом!

    ОтветитьУдалить
  3. Марина, даже не знаю, что написать. То, что я прочитала , потрясает до глубины души! И немного это касается и моей родни, и по маминой родне и по папиной-сосланы были в северный казахстан, еще и поэтому читать такое так больно. Марина, спасибо, что поделилась с нами.

    ОтветитьУдалить
  4. ஜ Diana ஜ, Галина, швейка, девочки, спасибо за отклики! Могу только сказать, что те отрывочки, что я опубликовала - это из разряда подробностей "средней тяжести". :(
    Галина, между прочим мощи старца Севастиана сейчас находятся в том храме, прихожанкой которого я являюсь, к ним приезжает много паломников. А настоятелем храма является непосредственный ученик отца Севастиана, отец Александр Кисилев. Это такой потрясающий человек! Столько тепла и любви от него исходит! Какам же тогда был сам отец Севастиан? И это в таких условиях...
    швеечка, могу сказать, что кое в чем судьба ссыльных была еще тяжелее, чем заключенных лагерей. Т.к. последних по приезду ждала хоть какая-то крыша над головой в виде бараков. Первых ссыльных зачастую выбрасывали посреди степи в мороз. Выживай, как знаешь...
    После этой работы, после всего того, что я узнала, хочется быть благодарной Богу за всё, что имею. Потому что теперь с уверенностью могу сказать, что у меня есть ВСЁ. Т.к. теперь знаю, что значит потерять всё...

    ОтветитьУдалить
  5. Cпасибо за рассказ)))Да,прочтёшь такое и начинаешь ценить то, что есть,ещё больше...И быть благодарной Богу за всё)))))

    ОтветитьУдалить

Спасибо за комментарий! Всегда рада вашим откликам!