понедельник, октября 29, 2012

Памяти художника Константина Васильева


Сегодня, 29 октября, исполняется 36 лет со дня смерти одного из величайших русских художников – Константина Алексеевича Васильева. Да, именно так я и считаю: Васильев – один из величайших русских художников. Более того, лично для меня он вообще один из самых значимых художников 20-го века. В моем личном списке он стоит на том же уровне, что и Врубель, Пикассо, Гоген, Дали. Можно по-разному относиться к его творчеству – можно любить, можно не любить, но равнодушными его картины точно не оставляют. Нет такого, чтобы посмотрел и забыл. Они всегда цепляют. Лично для меня его работы прекрасны не только с художественной точки зрения, каждая его картина – это всегда главенство Идеи, верховенство Духа. Он сумел создать свой особенный мир.


О Васильеве сейчас достаточно много материалов в Интернете – самых разных, иногда с противоположными оценками. Потому перепечатывать его биографию не буду. Официальную биографию Константина Васильева можно найти в Википидии, менее официальную – здесь, еще о странных обстоятельствах смерти великого художника – здесь. Я же хочу почтить память этого выдающегося художника рассказом о том, чем его творчество является лично для меня.

Мое знакомство с творчеством Константина Васильева началось случайно. Я была в гостях у родственников, где мне в руки попалась книга Сергея Алексеева «Валькирия», где на обложке была изображена последняя работа Мастера – «Человек с филином», законченная им практически перед самой гибелью.


Вот так последняя работа Мастера стала для меня первой встречей с ним. Кстати, имя и творчество Константина Васильева упоминается и в самой книге. Скажу сразу, книгу эту я не люблю, как не люблю все книги, где имеют место подтасовка фактов и передергивание, а кое-где и откровенное вранье. Но за одно ей точно спасибо – это за Константина Васильева.

Картина «Человек с филином» мне не просто понравилась – она меня потрясла. И тем, что она просто фантастически красива как произведение искусства, и тем, сколько глубокого смысла в нее вложено. Мне кажется, в эту картину можно вглядываться бесконечно. Вот здесь даны несколько вариантов трактовки этой картины. Но думаю, каждый человек не просто увидит – почувствует в ней и что-то свое.

Я стала искать информацию о Константине Васильеве, о его творчестве, но тогда, в 1997, с интернетом  у нас было, прямо скажем, туговато, так что на тот момент ничего путного из моих поисков не вышло. И вот спустя пару лет мой муж, знавший о моем увлечении этим художником, подарил мне альбом с репродукциями картин Константина Васильева. 

Альбом меня просто поразил. Я рассматривала картины подолгу, и все никак не могла насмотреться. Причем, некоторые картины притягивали меня именно тем, что я никак не могла уловить их суть. Например, картины «У чужого окна»

«Нечаянная встреча»


Вроде бы о любви картины, но как-то странно там выражены чувства – без эмоций. Почему?
Хорошо, через какое-то время догадалась не только картинки разглядывать, но и вступление к альбому прочитать. Вот что там написано:
«Необходимое настроение усиливается точно выбранными характеристиками-символами. На первом плане – юноша. Вилы, зажатые в его руке, подчеркивают решительность, а ворот его рубахи, выбившейся из-под тулупа, это язык пламени, страстью объявшего его душу. И зритель понимает, что любовь в этом человеке зажжена не внешней красотой девушки, действующей мгновенно, но теми чувствами и словами, что мы слышим в печальных песнях нашего народа…
…И все же главный герой на этом полотне не он, а она – девушка, чей внешне бесстрастный образ не только не оставляет равнодушными зрителей, но, напротив, пробуждает новые мысли.
Васильев не любил экзальтированных людей. Он ценил в человеке спокойное, твердое состояние духа и поэтому считал неприличным выражать чувства и устремления своих героев, искажая для этого их лица мимикой. «Внешняя чувственность облика скоро наскучит», - говорил он. И, взяв за эталон красоты милый его сердцу образ девушки-славянки… он добивался необычайно емкой передачи внутреннего мира героев, оставляя при этом, на первый взгляд, холодными их лица.
… Проникнув на второй смысловой план картины, можно прочитать чувства и думы героини, ощутить борьбу обуявших ее страстей: неодолимой тяги, любви к красивому юноше и какого-то довлеющего над ней, неведомого нам долга. В древности на Руси девушка была верна традициям семьи, рода и не могла поступиться ими.» После этого мне многое стало понятно в его картинах.
Кстати, эти картины были написаны по мотивам русской народной песни «По улице мостовой».
Мне вообще очень нравится то, как Васильев писал женщин, в том числе и обнаженных.  «Весна»

 Во всех картинах, где есть женские образы, чувствуется трепетное, тактичное и уважительное отношение к Женщине. На его картинах нет чувственных женщин-самок, нет легкомысленных и миленьких девочек-конфеток, нет и холодных, вроде как уже почти бесплотных женщин-богинь. Его женщины вполне себе земные, но при этом изумительно чистые. Женщины-невесты, женщины-жены, женщины-матери. И они прекрасны.

Особо хотелось бы сказать о картинах Васильева, посвященных Великой Отечественной войне. Лично я считаю его картины на тему ВОВ одними из самых лучших, самых атмосферно-точных, самых духовно и идейно наполненных.
Например, "Парад сорок первого":

Какой интересный ракурс, правда? Такое ощущение, что Минин и Пожарский благословляют войска на ратный подвиг. Да разве могла такая армия потерпеть поражение, если духовно с ней были все великие предки народа, не раз отстаивавшие жизнь и независимость Родины на протяжении тысяч лет?
"Нашествие":

Кстати, первоначально, картина Нашествие задумывалась Васильевым иначе (эскиз):


Но в результате художник решил ограничиться более лаконичным изложением главной мысли: идет война, где главные противоборствующие силы – это мы и они, Добро и Зло. И даже если Злу и удалось на какое-то время взять верх, то это еще ничего не значит. Пусть храм разрушен, но уцелели еще некоторые лики святых. И если осталось хоть зерно Правда, Ложь победить не сможет.

Кстати, еще об одном аспекте творчества Васильева. За его интерес к русским былинам и культуре русского народа в дохристианский период, а так же к германо-скандинавским мифам и легендам, Васильева многие объявили язычником. Только современные нео-язычники хвалят Васильева как одного из главных воспевателей язычества, а православные ревнители проклинают его за то же самое.

А лично я не считаю Васильева «певцом язычества». Потому что как же тогда быть с той же самой картиной «Нашествие»,  где Добро и "мы" выражены именно через православную символику, особенно в эскизном варианте, где еще и православный монах присутствует, и хоругви? Как быть с картиной "Марийская деревня", где центром являются не деревенские домики, там и видно-то всего одну крышу за деревьями, а православная часовня?


Как, в конце концов, быть с картиной «Отечество», где орел парит над лесами, рекой, и полями, среди которых виднеется белая часовня? 


Нет, как хотите, но признать в Васильеве язычника я не могу. Лично мне кажется, Васильев был просто русским, славянином, до самой глубины души, в каждой клеточке. И вот этот русский дух, русскую идею, русский стержень он и показывает во всех своих картинах. А русские на протяжении своей многовековой истории были разными – и язычники, и православные, и некоторое время даже атеисты. Но было во все времена что-то, что делало их, нас, Русскими, народом. А мы - потомки их всех, все это есть и в нас. И в этом смысле картины Константина Васильева – они как проявители, заставляют человека задуматься над вопросом "А кто же я? Откуда я? Чей я?" Недавно в одной совершенно замечательной книге, "Мистер Пип", я прочитала интересную мысль. Там как бы сравниваются два мира – мир черных людей и мир белых. И в одном месте представители этих двух рас в ходе беседы выясняют, что именно рядом с черными людьми белый человек ЧУВСТВУЕТ, что он белый, а черный человек начинает ЧУВСТВОВАТЬ себя черным именно рядом с белым. Так вот мне кажется, что рядом с картинами Васильева тоже начинаешь ЧУВСТВОВАТЬ, кто же ты.
Картины Васильева уникальны по своей цветовой гамме, их невозможно перепутать ни с чьими. Во-первых, совершенно феноменальное владение серым цветом. До знакомства с картинами Васильева я даже не знала, что этот цвет в живописи может быть настолько благородным. Во-вторых, красный и синий цвета на картинах Васильева – они удивительные, такое ощущение, что они живые.
"Свияжск"

"Плач Ярославны"


Все знают об "эффекте Куинджи" в живописи. По-моему, "эффект Васильева" в смысле цветопередачи заслуживает не меньшего изучения и не меньшего восхищения.

И еще одна особенность стиля Васильева – это мастерское изображение огня. Вы уже, наверное, это заметили на картине "Человек с филином", вот еще несколько:
"Горят пожары", эскиз

Портрет Ф.М. Достоевского


Особенно поражают свечи. На всех картинах они написаны так,  что пламя кажется живым, кажется, подуешь, и оно заколышется. Кстати, правда ведь, свеча на столе Достоевского как-бы перекликается с историей Диогена и его «Ищу человека?» Лично на мой взгляд, портрет Достоевского кисти Васильева - самый лучший.
Ну и просто одна из самых трогательных, самых моих любимых картин художника Константина Васильева – "Лесная готика".


И сегодня, в день памяти Великого Художника я искренне надеюсь, что наше российское Министерство культуры все-таки одумается, признает картины Константина Васильева народным достоянием, восстановит музей Васильева, и уже поставит точку в дикой, безмерно грязной истории, произошедшей 3 года назад. И я смогу приехать и полюбоваться моими любимыми картинами в живую.

9 комментариев:

  1. Огромное спасибо! Очень люблю живопись Васильева. Картины о войне вижу впервые.
    О его гибели тоже не знала, благодарю за информацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, как приятно видеть единомышленника! Военный цикл у Васильева удивительный. А какой великолепный портрет Жукова?!
      Рада, что смогла рассказать что-то новое.

      Удалить
  2. Марина, спасибо тебе за твой эмоциональный рассказ! Прочитала от корки до корки, и истории по ссылкам. Некоторые картины мне знакомы, но истории их написания и автора я не знала.
    В твоем рассказе зацепил один момент про историческую правду, про подтасовку фактов и передергивание. Ты знаешь, я где-то читала, что история человечества, вполне возможно, совсем не такая, как мы ее знаем. Ученые пытались оперировать только неопровержимыми фактами и получилась такая каша: кто-то где-то обобщил, кто-то где-то опечатался, передернул, немного покривил душой и вот уже понеслась дезинформация через века... Не помню подробностей, но в той статье было что-то и про Александра Невского и про Чингисхана... Типа того, что их, может, и не было-то!
    Мы многого, очень многого не знаем о новейшей истории, а о том, что происходило в далеком прошлом на самом деле, можно только гадать...
    Я говорю это не в связи с Васильевым и не в связи с конкретной книгой, про которую ты пишешь. Я - вообще о том, как сложен наш мир и как трудно в нем найти истину... Имея возможность очень близко сравнивать две культуры, два образа жизни, я на собственной шкуре убеждаюсь, сколько штампов и странных убеждений существует у русских и у англичан. Конечно, я стою на своем :), но с удивлением обнаруживаю, что некоторые вещи, которые казались мне аксиомой, в Англии воспринимаются с удивлением...
    Даааа, сложная штука жизнь. Остается внимательно слушать свое сердце и просвещать душу!...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо что прочитала!
      Ты совершенно права, историческая правда - штука сложная. Я же негодовала по поводу одной конкретной книги. Насчет передергиваний и вранья я имела в виду конкретные авторские закидоны, просто пост был не о них, а про моего любимого художника. А так - я прям чесаться начинаю, когда кто-то вдруг начинает "глаголать правду", которую злые церковники нарочно украли и закопали. Типа того, что на языческой Руси все как один были высокоморальные, глубоконравственные, кристальной души люди. Жили исключительно в согласии с природой и даже мыслей худых в голове не держали. Также автор много фантазирует на тему истории жизни Христа, на тему древнеславянского языка и много еще чего. Васильева, опять же, в язычники записал (со знаком плюс, само собой). В общем, под передергиваниями и враньем я имею в виду такие вещи когда кто-то выдергивает из общего контекста отдельные факты, в принципе хорошо всем известные, щедро сдабривает своей фантазией, кое-какие вещи ставит с ног на голову - и вуаля.
      Вот так же я недавно разочаровалась в Иване Ефремове.
      "...с удивлением обнаруживаю, что некоторые вещи, которые казались мне аксиомой, в Англии воспринимаются с удивлением" - ой, Леночка, а можно поподробнее? Очень интересно. Если ты уже где-то писала об этом - пошли меня туда, пожалуйста :).

      Удалить
  3. как жалко, что я к тебе не заглядывала. какие умные и интересные посты.. (прошу прощение за это слово, наверное правильнее статьи) ты пишешь. Я Васильева обожаю. Для меня он мистик, волшебник и гений.Я от его картин... останавливаюсь и замираю. Замираю от восторга и невозможности соответствовать:) И даже не видела картин времен ВОВ, спасибо за ликбез.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, спасибо большое за такой комментарий! Я всегда страшно радуюсь, когда встречаю человека, который любит, ценит, понимает и чувствует Васильева и его картины. Сразу ощущение, что дальнего родственника встретила :) Полностью согласна с тем, что его картинам, его духу хочется соответствовать.
      Насчет умности моих постов - это ты, конечно, преувеличиваешь, но порассуждать я люблю, это факт :). Заходи почаще!

      Удалить

Спасибо за комментарий! Всегда рада вашим откликам!